Сайт о Хомякове Алексее Степановиче,
одном из наиболее видных вождей славянофильства

Главная » Файлы » Хомяков Алексей Степанович

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ АЛЕКСЕЯ СТЕПАНОВИЧА ХОМЯКОВА, том 5
[ · Скачать удаленно (33,11 Mb) ] 25.07.2010, 10:51

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ АЛЕКСЕЯ СТЕПАНОВИЧА ХОМЯКОВА, том 5 ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ АЛЕКСЕЯ СТЕПАНОВИЧА ХОМЯКОВА.

Издание третье. Дополненное. Москва. Университетская типография, на Страстном бульваре. 1900

Том 5
Стр.
ЗАПИСКИ О ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ. Часть первая
 
Предисловие А. Ф. Гильфердинга
V
Пространство земли. - Медленность развития географических сведений и причины ее
1
География и История. - Разные методы Географии
4
Стройность вещественных условий на земном шаре, независимость человека
5
География, разсматриваемая со внесением стихии человеческой; ее сложность и три главных начала
7
Важность в Географии деления по племенам. - Общий обзор племен человеческих
8
Деление по государствам
16
Деление по вероисповеданиям
17
Главные виды вероисповеданий
18
История, ее методы, как науки.- Связь в ней прошедшего с настоящим и необходимость поверки первого последним
20
С каких пор начинается История у разных племен. - Источники исторических сведений.- Степень их древности.- Страны ими обнимаемые
24
Истинный предмет исторической науки и ее истинное значение
28
Новые источники, которые открываются Истории, отделенной от летописию - Условия необходымые для того, чтобы пользоваться ими. - Важность поэтического инстинкта и общего понимания для историка
30
Историческая верность многих древних преданий и сказок, подтверждаемая новейшими открытиями науки. - Примеры: предания о Сарматах и Азах Скандинавских
37
Предразсудки ученых историков
42
Система автохтонства народов, ее ложность
44
В большей части земель наслоение племен. - Признаком его отношение сословий.- Примеры
46
Верность народной памяти. - Примеры
47
Важность понимания общественного духа для истории. - Логические формулы недостаточны для понимания жизни
49
Односторонность Германии в исторической науке
51
Непонимание Германскою наукою всего, касающагося до Славянского мера. - Разбор некоторых вопросов о Славянских древностях
52
В древности, как и в нынешнее время, мы почти не встречаем народов одностихийных. - Примеры
61
В древности составные стихии племен менее сложны, оттого жизнь ее проще; проявления ее одностороннее, но энергичнее и громаднее. - Примеры
67
Древность олицетворяет племя как единицу органическую в имени одного человека; разбор басни об Иракле и др.
71
Смешение племенных стихий происходит органически и рождает явления, имеющие самобытный характре. - Примеры
73
Преобладание личности и прихотливой фантазии у народов древних. - Примеры
76
Произвол преобладает в действиях народов древних. - Он имеет свои законы, но законы эти для нас большею частию тайна
82
Мифические представление древних народов дают ключ к объяснению причин их выселения. - Примеры
84
Ход сухопутных переселений древним племен. - Первая эпоха: мирное разселение
88
Вторая эпоха: насильственные переселения. - Влияние таких переселений на древние Славянские племена
90
Племена звероловов и пастухов склонны к миграциям; земледельцы нелегко меняют места жительства. - Примеры: Кельты, Германцы и Славяне
94
Применение открываемых в Европе законов переселения народов к Китаю и Индии
98
Характер переселения в степных пространствах
101
Третья эпоха в жизни древних племен: эпоха внутреннего брожения
104
Факты забываются, но страсти и инстинкты прошедшего упорно хранятся народами
105
Народы-завоеватели упорно хранят в своем характере гордость и исключительность; народы земледельческие чужды аристократического духа и восприимчивы к чужому, оттого способны к перерождению. - Пример Славян
106
Воздействие завоеванных племен на завоевателей. - Примеры
110
Стремление к свободе побуждает завоеванных перерождаться в народность завоевателей.
112
Условия перерождения народов
-
Народы земледельческие, имеющие крепкое, логическое устройство государственное, поглощают своих завователей, особенно когда стихии их разнородные. - Примеры
118
Совокупность действия составных стихий народа, взаимные их уступки и совоплощения. - Франция
119
Народы живут, находясь под влиянием разных начал поочередно. - Примеры
125
Значение нравственных законов в судьбе народов. - Плоды господства и рабства
128
Значение веры в истории народов
131
Степень ясности представления о первых людях есть мерило древности отдельной жизни народа. - Системы и предубеждения искажают оценку древнейших форм веры
131
Древность поклонения светилам небесным; оно не господствовало у всех народов. - При каких условиях являлось звездопоклонство
134
Оно не есть первоначальная религия человечества
135
Поклонение отдельным планетам и звездам предшествовало поклонение созвездиям
136
Звездопоклонству предшествовало поклонение солнцу; но оно тоже не есть первоначальная религия человечества. - Незначительность древнего солнцепоклонства
137
Две эпохи в солнцепоклонстве. - Изобретение зодиакальных знаков; восточные народы заимствовали их у западных
140
Солнцепоклонство и изобретение зодиакальных знаков не могли принадлежать Египту. - Их родина Халдея. - Связь солнцепоклонства с именем Ваала
143
Вероисповедания должны быть изучаемы в связи с целым умственным строем народов. - Памятники истории религий. - Значение характера памятников зодчества. - Древнейшие принадлежат Эфиопии; их хронологическое отношение к памятникам Египта и южной Индии
148
Письменные источники истории религий. - Религия может быть понята только взглядом на всю жизнь народа и его историческое развитие
152
Древнейшие памятники Персии, Израиля и Индии представляют соместное существование в народе двух религий, высшей и низшей. - В древнейшую эпоху истории Азиатских народов мы находим у них высокое и чистое понятие о божетсве
154
Вторая эпоха в истории религий: огрубление первоначальных чистых начал; господство вещественности. - Греция
156
Все известные нам религии древности распределяются на три разряда; единобожие, многобожие и всебожие. - Второстепенное значение дуализма
158
При самом начале Истории мы уже встречаем религии смешенные
160
Отсутствие верного понимания в показаниях древних о религиях чужих народов. - Живой художественный смысл и здравый разум могут дать нам понятие о характере древних религий, не оставивших письменных источников
162
Основные законы при изучении древних религий: 1) их синкретизм; поводы к нему
168
2) в синкретизме мифологическом коренные божества удерживают первое место. - Примеры
170
3) характер божества отражает в себе характер племени и сохраняется при переходе к другому племени. - Примеры
174
Иногда божество при переходе в другому племени меняет свой характер вследствие обстоятельств, сопровождающих этот переход
187
Борьба религий отражается на характере божеств и понятиях о них
190
Борьба противоположных религий рождает односторонность и фанатизм, кровожадность и страстность. - Борьба и слияние северной духовной религии Иранской с южною, стихийною религиею Кушитскою. Результаты этой борьбы и слияние в Индии, в юго-западной Азии.
199
Борьба противоположных религий доводит их до крайних логических выводов, до которых человек иниче боялся бы дойти
207
Где нет насильственной борьбы, жажда истины называет противодействие односторонности религиозной. - Оттого две религии, противоположные друг другу, но вышедшие из одного общего начала, могут существовать совместно в стране. - Разбор отношений Будаизма к Шиваизму
209
Одностороннее развитие отвлеченности в религии сопровождается в низших слоях народа грубым Фетишизмом
214
Основное деление древних религий истекает из начал свободы и необходимости. - Свобода выражается идеею творчества, необходимость - идеею рождения. Религии Иранская, Кушитская и мешанная
217
Начало свободы есть существенное свойство религий Иранских; начало необходимости - религий Кушитских. - Первое - корень единобожия, второе - корень всебожия; переход к многобожию - Эллинская религия
235
Религия свободы и необходимости переходить в систему эманаций. - Одна религия Еврейская остается чуждою системы эманаций. - Смысл Еврейского предания о падении человека. Сказание о Хаме
252
Религиозное развитие древнего человечества состредоточено в юго-западной Азии и северо-восточной Африке. - Скудность духовной жизни у других народов. - В народах крайнего Севера заметно коренное начало единобожия. - Племя Полинезийское представляет влияние Африки. - Характеристика древних Американских государств и народов
267
Удаляясь от своих центров, религиозные начала Иранское и Кушитское слабеют. - Примеры. - Средяя полоса народов между Ираном и племенами крайнего Севера развивает антропоморфизм. - Сущность его. - Значение в Индии Вишну. - Древние Венды в Азии и Европе; антропоморфический характер их религий; их влияние на древний мир
289
Начало вещественной необходимости постепенно вытесняет начало духовной свободы
321
Духовное начало возстановляетс реформаторами, Шакиамуни, Зороастром и др. - Но реформатор не может возстановить первобытную веру в ее полноте и жизни
327
Скудность слова религиозного у древних народов Европы. - Релии Кушитские не знают молитвы - заклинание. - Религиозное слово у народов Иранских. - Веды, Зенд-Авеста
330
Книги Израиля. Израиль - представитель первобытного религиозного предания Иранского. - Возобновление Иранского начала в мировую эпоху Римского владычества
341
Важность религиозных преданий и мифов. - Их сходство у разных народов не могло быть случайным совпадением
345
Правила критики относительно разбора мифов в смысле исторических указаний. - Их изменчивость. - Влияние поэтической фантазии. - Примеры
346
В каких случаях сходство символов, имен и таинственых чисел указывает на историческое сродство религий
351
История застает религии уже смешанными и искаженными
354
Распространение религий не соответсвует племенам, но характер племен имеет влияние на развитие религий. - Характеристика племен и влияние племенного характера на развитие Христианства
358
Общий вывод из предыдущего изложения: три главных первоначальных племени; два начала верования - в первобытную необходимость и творческую свободу. Началам верования соответствует общий характер просвещения
363
Главное письмо принадлежит Иранскому просвещению, образное Кушитскому
365
Первоначальная гласовая азбука выражала гласные, так же как и согласные. - Отсутствие гласных в азбуках Семтических объясняется свойством языка
365
Время и место происхождения разных письменных систем
366
Сравнительная новость слоговой азбуки Средне-азийской и письмен Сиро-арамейских (без гласных)
369
Родина гласных письмен - Иран; клинообразное письмо; развитие первоначальной азбуки Иранской. - Древность грамотности у Германцев и Славян. - Разбор некоторых слов, относящихся к грамоте
369
Постепенное изменение в азбуках
377
Язык. - Его связь с жизнью народов. - Педантический взгляд Немецких философов. - Глагол и существительное - ровесники в языке
378
Все языки хранят остатки первобытной старины. - Могут ли все корни считаться односложными? - Имя и глагол. - Семья Иранская до ее разселения. - Связь ее ветвей
381
Необходимость чувства человеческой правды для изучения языка и Истории. - Цель сравнительной филологии. - Славянский язык относительно Санскрита
394
Причины, влияющие на искажение слов и изменение их значения
454
Синонимы и метафоры в первобытных языках
461
Должно различать простое сродство корней и совпадение полных развитых форм. - Место языка Славянского в семье Индо-европейской
466
Грамматическая организация языка; ее развитие и причины ее оскудения
510
 
 
Приложение
 
Сравнение Русских слов с Санскритскими
535

Категория: Хомяков Алексей Степанович | Добавил: shels-1
Просмотров: 1496 | Загрузок: 676 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: