Напечатано было в Московских Ведомостях 1850 года.
В примечании к статье, напечатанной мною в «Московском Сборнике»*, (* См. том 1 настоящего издания, стр. 87.) говорил я об опыте, сделанном одним деревенским жителем, для улучшения зимних дорог. Этот опыт был повторен мною прошлого года с совершенным успехом. Средства, употреблённые мною, были самые простые. Тройка лошадей укатывала дорогу ежедневно не более одного раза простым садовым катком, в котором было около 3-х аршин длины и около 40 пудов весу; перед катком привязана была такой же длины борона, для разравнивания и разрыхления снега. После больших навалок снега, или во время оттепели, когда прокатывание катком делалось невозможным от упора или налипания снега на каток, дороги углаживалась утюгом, т. е. станом, составленным из трёх полозьев, обшитых по наружной стороне лубками и, сверх того, листовым железом по заголовкам. На этот стан накладывался тот же самый каток, и впереди привязывалась та же самая борона, но так, чтобы её зубья не слишком далеко уходили в снег. Прошлого года пришлось употребить утюг не более 10 раз во всю зиму. Прокатывание катком началось с самого первого дня и повторялось ежедневно, но не более одного раза в день. Это условие необходимо. Дорога, выбранная мною, очень торный просёлок, в три версты длины, с ложбинами и заборами, к которым прибивает снег, известна была тем, что она портилась скорее всех окрестных дорог и делалась обыкновенно непроходимою уже в конце Января. Успех был не только совершенный, но почти невероятный. Несмотря на глубину снега, которая местами доходила до 1 ½ аршина с лишком, несмотря на ежедневный проезд от 200 до 300 подвод с поклажей или порожнем, на всём протяжении дороги, до самой весны, не оказалось не только ни одного ухаба, но ни малейшего шибня или неровности. Разумеется, тот же опыт будет мною повторен в нынешний год. Хорошо бы было, если бы подобные опыты были повторены и другими деревенскими жителями. Успех доставил бы России, с самыми малыми издержками (около 100 р. асс. на версту), отличные зимние дороги, не уступаются лучшему шоссе, имел бы самые благодетельные последствия для внутренней торговли и для быта поселян. Самый неуспех был бы отраднее, чем равнодушие.
|