Сайт о Хомякове Алексее Степановиче,
одном из наиболее видных вождей славянофильства

Главная » Статьи » Статьи Алексея Степановича Хомякова

Перевод послания к Галатам св. апостола Павла

ОПЫТЫ ПЕРЕВОДОВ АПОСТОЛЬСКИХ ПОСЛАНИЙ.

Эти переводы были едва ли не последними занятиями покойного автора. Мы нашли в его рукописях два оконченных перевода: послания к Галатам и к Ефесеям; сверх того заметку на текст из послания к Филиппинцам, по которой можно заключить, что автор продолжал свой труд.  Пр. Изд.


К ГАЛАТАМ ПОСЛАНИЕ

СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА

Глава I

1.      Павел, апостол (не от человеков и не через человека, но от Иисуса Христа и Бога Отца, воздвигнувшего Его из мертвых).

2.      И все, которые со мною братья, Церквам Галатии:

3.      благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,

4.      отдавшего Себя Самого за грехи наши, чтобы исхитить нас от настоящего века лукавого, по воле Бога и Отца нашего,

5.      Которому слава во веки веков. Аминь.

6.      Дивлюсь я, что вы так скоро переходите от призвавшего вас к благодати Христовой в иное благовестие,

7.      которое (впрочем и) не есть иное; но только есть люди, смущающие вас и хотящие извратить благовестие Христово.

8.      Но если бы и мы или ангел с неба стал благовестить вам иное, чем что мы благовестили вам, отлучен да будет.

9.      Как мы уже сказали, и иные снова говорю, если кто вам благовестить будет иное, чем что вы приняли, отлучен да будет:

10.    ибо ныне, кому прямлю я: людям или Богу, или ищу я людям угождать? Угождай я доныне людям, не был бы я рабом Христу.

11.    Объявляю же вам, братья: то благовестие, которое мною благовествовано, оно не по человеку;

12.    ибо не от человека принял я оное или научился, но через откровение Иисуса Христа.

13.    Вы, конечно, слышали о моем прежнем житии в иудействе, как я безмерно гнал Церковь Божию и разрушал ее,

14.    и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи чрезмерным ревнителем отеческих моих преданий.

15.    Когда же благоволил Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший Своею благодатью,

16.    открыть во мне Сына Своего, да благовествую Его язычникам, не поспешил я советоваться с плотию и кровью.

17.    И не ходил в Иерусалим к бывшим апостолам и прежде меня, но пошел в Аравию и опять возвратился в Дамаск;

18.    потом, через три года, пошел я в Иерусалим переговорить с Петром и пробыл у него пятнадцать дней;

19.    другого же из апостолов я не видал, кроме Иакова, брата Господня.

20.    (а что пишу вам, вот — перед Богом — не лгу).

21.    Потом пошел я в страны Сирские и Киликийские,

22.    лицом же был я неизвестен Церквам Христовым в Иудее.

23.    Только слышали они, что гнавший нас некогда ныне благовествует ту веру, которую прежде разрушал;

24.    и славили обо мне Бога.

 

ГЛАВА II

1.      Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв и Тита с собою.

2.      Ходил же я по откровению и изложил им, особо же значительнейшим, то благовестие, которое проповедую во языках: не напрасно ли как-нибудь я подвизаюсь или подвизался?

3.      Но и Тит, бывший со мною, хотя эллин, не был принуждаем к обрезанию.

4.      А что до вкравшихся лжебратий, приходивших только подсматривать за нашею свободою (которую имеем во Христе Иисусе), чтобы нас поработить:

5.      то мы им ниже на один час не покорились, да истина благовестия сохранится для нас.

6.      Что же до значащих что-либо, какие бы они ни были, у меня с ними розни нет (на лицо человека Бог не глядит): ибо меня они ничего не наложили:

7.      но напротив, видя, что мне вверено благовествование в необрезании, также как Петру в обрезании,

8.      (ибо возмогавший чрез Петра в апостольстве к обрезанию, возмогал и чрез меня к языкам),*)

(*)  Сохраняю слово язык  вместо народ: первые переводчики не могли этого слова выдумать, а в нем заключается особая характеристика мысли. Для Славянина народ разнствует по слову — язык, для Грека по обычаю — ἔθνος; для Римлянина по происхождению: gens, natio и, может быть, populus (от pel), хотя тут корень может быть ple, как у нас в слове полк.

9.      и узнав благодать данную мне, Иаков и Кифа, и Иоанн, почитаемые столпами, дали мне и Варнаве десницу общения, мы к языкам, а они к обрезанию;

10.    только, чтобы помнили мы нищих, что я всегда с рвением и исполнял.

11.    Когда же пришел Петр в Антиохию, я противустал ему в лицо, потому что он подлежал упреку.

12.    Ибо, прежде чем прийти некоторым от Иакова, он ел с иноязычниками; когда же пришли, он уклонился и отделился, бояся обрезанных.

13.    А с ним стали притворяться и прочие иудеи, так что даже Варнава увлечен был в их притворство.

14.    Но когда я увидел, что они не прямо шли по истине благовестия, я сказал Петру при всех: если ты, будучи иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, что же принуждаешь языки иудействовать?

15.    Мы по природе иудеи, а не из языков грешники.

16.    Уведав, что не оправдывается человек от дел закона, а разве верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Иисуса Христа, да оправдимся верою во Христа, а не делами закона; поелику от дела закона не оправдывается никакая плоть.

17.    Если же, стремяся оправдаться во Христе, и сами мы оказались грешниками, не есть ли тогда Христос служитель ко греху? — да не будет.

18.    Ибо, если что я разрушил, то самое вновь строю; я самого себя показываю преступником.

19.    Чрез закон умер я для закона, да живу для Бога.

20.    Я Христу сораспялся, живу же не я уже, но живет во мне Христос; а что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

21.    Я не отвергаю благодати Божией; ибо если праведность от закона, значит Христос даром умер.

 

ГЛАВА III

1.      О безумные галаты, кто очаровал вас не слушаться истины?— вас, пред чьими глазами Иисус Христос изображен был, как бы перед вами самими распятый?

2.      Одно это хотел бы я узнать от вас: от дел ли закона получили вы Духа, или от слушания веры?

3.      Ужели вы так безумны? Начав Духом, ныне кончаете плотию!

4.      Ужели так много испытали вы понапрасну? Да еще понапрасну ли только?

5.      Что же? От дел ли закона, или от слушания веры Тот, Кто расточает вам Духа и творит в вас силы?

6.      Как Авраам поверил Богу, вменилось ему в праведность,

7.      также знайте: те, кто от веры, они-то и суть сыны Авраама.

8.      Ибо Писание, провидя, что Бог оправдает языки от веры, предблаговестило Аврааму: «что благословятся в тебе все языки».

9.      Посему те, кто от веры, благословляются с верным Авраамом.

10.    А которые от дел закона, те под клятвою; ибо писано: проклят всякий, кто не пребывает во всех предписаниях книг закона, исполняя оные.

11.    Что от дел закона не оправдывается никто перед Богом, ясно потому, что и праведник от веры жив будет.

12.    Но закон не от веры; а человек, что делает, в том и живет.*)

(*) Это место, кроме Славянского перевода, вовсе не понятно; во всех мне известных смысла нет, а в Русском переводе Библ. Общ. смысл совершенно противен подлиннику. Повторение слов αὐτὰ и αὐτοἶς указывает явно на то, что это правило общее, которое могло-бы выразиться так: человек живет тем, что признает началом свой деятельности.)

13.    Христос искупил нас из-под клятвы закона, став за нас клятвою, ибо писано: «Проклят всяк, повешенный на дереве».

14.    Да будет на все народы благословение Авраамово во Христе Иисусе, да приимут обетование Духа через веру.

15.    Братья! говорю по-человечески: даже и человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к оному.

16.    Аврааму же сказано было обетование и семени его (не сказано: семенам, как бы о многих, но как об одном) «и семени твоему», которое есть Христос.

17.    Так я говорю, что завета, предутвержденного Богом во Христе, закон пришедший спустя четыреста тридцать лет, отменить не мог, чтобы упразднить обетование;

18.    ибо, если наследие от закона, оно уже не от обетования; Авраама же ущедрил Бог через обетование.

19.    Итак, что же закон? Он предустановлен был против заблуждений, доколе не пришло то семя, которому дано обетование и устроен вестниками Божьими под рукою посредника.

20.    Посредник же при одном не бывает, а Бог один.

21.    Итак, закон противен обетованиям Божиим? Да не будет. Если бы был дан закон, могущий животворить, тогда бы действительно праведность была от закона.

22.    Но Писание заключило всех под грехом, дабы через веру в Иисуса Христа дано было обетование верующим.

23.    Прежде, чем прийти вере, мы были заключены и стрегомы законом, для будущего откровения веры.

24.    Так закон был нам дядькою во Христе, да от веры оправдимся.

25.    Пришедшей же вере мы уже не под дядькою.

26.    Но через веру все вы сыны Божии во Христе Иисусе;

27.    Ибо все вы, сколькие во Христа крестились, во Христа облеклись.

28.    Тут нет уже иудея, ни эллина, нет раба, ни свободного, нет мужчины, ни женщины; ибо все во Христе Иисусе, вы все — один.*)

(*) Не ἕν, а εῖς. Этим объясняется 16 стих той же главы.

29.    Если же вы Христовы, то и семя Авраама, и по обетованию наследники.

 

ГЛАВА IV

1.      Еще скажу: во все время, покуда действует наследник, он ничем не разнится от раба, будучи господин всего;

2.      но он под опекунами и домоправителями до отцовского предназначения.

3.      Так и мы, покуда детствовали, были порабощены стихиям мира;

4.      когда же пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего, рожденного от жены, бывшего под законом,

5.      да искупит подзаконных, да получим усыновление.

6.      А поелику вы сыны, послал Бог Духа Сына Своего в сердца наши, вопиющего: Авва! (отче!)

7.      Итак, ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Христа.

8.      Но тогда, не увидав Бога, вы служили тем, кто по существу не боги;

9.      ныне же, узнав Бога, а что еще более, быв признаны Богом, как обращаетесь вы снова к бессильным и нищим стихиям, которым сызнова поработиться хотите?

10.    Дни разбираете, и месяцы, и времена, и сроки.*)

(*) Хотя ἐνιαυτος и значит иногда год, но предшествующее καιρὺς удерживает за ним характер неопределенного цикла.)

11.    Боюсь за вас, как бы не напрасно я у вас трудился!

12.    Будьте, как я; ибо и я, как вы. Братья, молю вас: ведь вы ничем меня не обидели.

13.    Сами знаете, что я впервые благовествовал вам в немощи плоти;

14.    и вы того испытания моего во плоти не презрели и не отвергли, но как вестника Божия приветствовали меня, как Иисуса Христа.

15.    Что же значило изъявление нашего тогдашнего счастия? Ибо я свидетельствую о вас, что, если бы можно, вы глаза свои, вырвав, отдали бы мне.

16.    Неужели я сделался вашим врагом потому, что был с вами правдив? **)

(**) Кажется, ἀληθεύων более чем ἀληθειαν λαλῶν.)

17.    Не добро ревнуют по вас, но хотят отделить вас, чтобы вы по них ревновали.

18.    Добро ревновать к добру всегда, а не единственном в моем присутствии у вас.

19.    Детки мои, которыми я вновь мучусь, доколе не вообразился в вас Христос!

20.    Желал бы я присутствовать у вас теперь и изменить голос свой, потому что я об вас недоумеваю.

21.    Скажите мне: вы — желающие быть под законом, или вы не слушаете закона?

22.    Ибо писано, что Авраам имел двух сыновей, одного от рабы и одного от свободной;

23.    но который от рабы, родился по плоти, а который от свободной — по обетованию.

24.    Тут все иносказательно: эти две суть два завета; один от горы Синая, рождающий в рабство, который и есть Агарь,

25.    ибо эта Агарь — это гора Синай, в Аравии; и сопоставляется нынешнему Иерусалиму, который рабствует со всеми детьми своими.

26.    Иерусалим же вышний свободен: он и есть мать нам всем.

27.    Ибо писано: «Возвеселись неплода, не рождавшая; порывайся и взывай не чадоболевшая, ибо много чад у одинокой, более, чем у имеющей мужа».

28.    Мы же, братия, по Исааку, обетования чада.

29.    Но так же, как тогда, по плоти родившийся гнал того, кто по духу: так и теперь.

30.    Но что говорит Писание? «Выгони рабу и сына ее, ибо не наследует сын рабы при сыне свободной».

31.    А мы, братия, чада не рабы, но свободной.

 

ГЛАВА V

1.      Посему стойте в той свободе, в которую освободил вас Христос, и не возлагайте на себя снова ига рабства.

2.      Смотрите; я, Павел, говорю вам, что если вы обрезываетесь, Христос вам не пользует ни на что.

3.      Свидетельствую же опять всякому человеку обрезывающему, что он должен весь закон исполнять.

4.      Христа отчуждаетесь все, оправдывающие себя законом; от благодати отпадаете вы.

5.      А мы духом чаем надежды оправдания от веры;

6.      ибо во Христе Иисусе ни обрезание, ни необрезание не могут ничего, но вера, движимая любовью.

7.      Вы хорошо бежали; кто остановил вас, чтобы вам уже не слушаться истины?

8.      Эта задержка не от того, кто призывает вас.

9.      Малая закваска квасит весь раствор.

10.    Я уверен в вас о Господе, что и вы не иначе будете мыслить; смущающий же вас примет осуждение, кто бы он ни был.

11.    Я же, братия, если еще проповедую обрезание, за что же я еще гоним? Ведь этим упразднился бы соблазн креста.

12.    Как желательно, чтобы отсечены были смущающие вас!

13.    Вы в свободу призваны, братия; только свобода не в потворство плоти, но чтобы вы из любви служили друг другу.

14.    Ибо вся полнота закона в одном слове: «возлюбишь ближнего своего, как самого себя».

15.    Ежели же вы друг друга грызете и съедаете, смотрите, как бы вам не истребиться друг другом.

16.    Итак, говорю: ходите духом и не станете воли плоти совершать;

17.    Ибо плоть волит против духа, и дух против плоти: они противятся друг другу, так что вы не то делаете, чего хотите.

18.    Если же вы водимы духом, то вы не под законом.

19.    Известны дела плоти; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, разврат,

20.    идолослужение, порчи, вражда, свары, ревности, гнев, происки, розни, расколы,

21.    зависти, убийства, пьянства, пирования, о которых предсказываю вам, как и прежде говорил, что делающие такие дела Царства Божия не наследуют.

22.    Плод же духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, доброта, добродушие, верность,

23.    кротость, воздержание; против таковых нет закона.

24.    А те, которые суть Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25.    Если мы живем духом, то станем и следовать духу.

26.    Не будем тщеславными, друг друга раздражателями, друг другу завистниками!

 

ГЛАВА VI

1.      Братия, если и впадет человек в какое прегрешение, вы, духовные, направляйте такового в духе кротости; и наблюдай за собою, как бы и сам ты не искусился.

2.      Друг друга тягости носите и так исполняйте закон Христов.

3.      Если же кто думает быть чем-нибудь, будучи ничем, он сам себя обманывает.

4.      Каждый испытывай свое собственное дело, и тогда ему будет чем похвалиться перед собою только, а все-таки не перед другим:

5.      ибо всякий понесет свое собственное бремя.

6.      Учащийся слову, да дает учащему общение во всех благах своих.

7.      Не обманывайтесь: над Богом не посмеешься. Что человек сеет, то он и пожнет.

8.      Так, сеющий в плоть свое от плоти пожнет тление; сеющий же в духа от духа пожнет жизнь вечную.

9.      Не скорбим тоже, творя блага; в свое время пожнем, только бы не ослабли.

10.    Итак, пока нам время есть, станемте делать добро всем, а особенно домочадцам веры.

11.    Видите, как много написал я вам своею рукою!

12.    Все те, которые хотят благовидности по плоти, принуждают вас обрезываться, только чтобы им не быть гонимыми за крест Христов.

13.    Ибо и сами обрезанные не исполняют закона, но хотят, чтобы вы обрезывались для того, чтобы вашею плотью похвалиться.

14.    Мне же да не будет, чтобы я похвалился чем-нибудь, разве крестом Господа нашего Иисуса Христа, через который мне распят мир, а я миру.

15.    Ибо во Христе Иисусе не могут ничего: ни обрезание, ни необрезание, но только новая тварь.

16.    И кто сему правилу последует, мир на тех и милость и на Израиле Божием.

17.    Впрочем, никто не делай мне истомы, ибо я ношу в теле своем клейма Господа Иисуса.

18.    Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия! Аминь.*)

(*) К Галатам писано из Рима.


Категория: Статьи Алексея Степановича Хомякова | Добавил: shels-1 (08.01.2022)
Просмотров: 389 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: