Главная » Статьи » Статьи о Хомякове Алексее Степановиче |
Алексей Степанович Хомяков родился в Москве в 1804 году в дворянской семье. Отец поэта владел большим состоянием, но, будучи человеком безвольным, проиграл в карты более миллиона и после этого был отстранен женой, властной и умной женщиной, от ведения хозяйства. Мать была первой воспитательницей Алексея Степановича, от нее он, по его собственному признанию, воспринял строгие нравственные правила, интерес и уважение к национальным традициям. В московском пожаре 1812 года сгорел дом Хомяковых, и семья, прожив некоторое время в имении, в 1815 году переехала в Петербург. Здесь к Алексею Хомякову и его старшему брату Федору учителем словесности был приглашен А. А. Жандр - литератор, друг А. С. Грибоедова. Через два года Хомяковы вернулись в Москву. Братья Хомяковы продолжали обучение у профессоров Московского университета. Алексей в 1821 году сдал экзамен на степень кандидата математических наук, Федор избрал дипломатическое поприще. Алексей Хомяков изучает математические науки (интерес к точным наукам он сохранил на всю жизнь) и в эти же годы много и серьезно занимается литературой, чему способствовала дружба с Дмитрием Веневитиновым, его ровесником, замечательным поэтом, будущим главой "Общества любомудрия". Хомяков и Веневитинов писали стихи, соревновались в переводах Вергилия и Горация. Их взгляды складывались под влиянием господствовавших тогда в Московском университете просветительских идей и современной поэзии - вольнолюбивых произведений А. С. Пушкина и поэзии декабристов. Хомяков в своих юношеских стихах воспевает былую вольность Новгорода, начинает поэму о Вадиме - вожде восстания новгородцев против норманнского князя Рюрика. Революционно-освободительные идеи так захватывают его, что в 1821 году он убегает из дома и едет в Грецию, чтобы принять участие в борьбе греческих повстанцев. Правда, 17-летнего беглеца перехватили по пути и вернули в родительский дом, но его юношеский благородный порыв сочувствия угнетенному народу впоследствии развился в глубокое убеждение, стал нравственным принципом его жизни и философии. В 1822 году Хомяков поступает на военную службу. В Петербурге в гвардейском полку он продолжает писать стихи, у него появляются литературные знакомства - это декабристы и близкие к ним литераторы. Его стихи печатаются в "Полярной звезде", он постоянный посетитель собраний у Рылеева. Современники вспоминают многочасовые разговоры - споры Хомякова с Рылеевым и А. И. Одоевским. Очень многое объединяло их, они одинаково смотрели на современное положение России и народа, они стремились к одной цели, но Хомяков считал неправильным путь, который избрали для достижения своей цели декабристы: при перевороте, совершенном военной силой, рассуждал он, монархия будет заменена деспотическим правлением военной верхушки, которая будет так же враждебна народу, как и самодержавие. В середине 1825 года Хомяков взял бессрочный отпуск и уехал за границу, о восстании 14 декабря узнал в Париже. В середине 1826 года он вернулся в Москву. В октябре 1826 года в доме у Веневитинова Пушкин читал драму "Борис Годунов". На этом чтении Хомяков знакомится с Пушкиным. На следующий день там же Хомяков по просьбе Пушкина прочел свою трагедию "Ермак", написанную за границей. Эту романтическую трагедию сравнивали с "Разбойниками" Шиллера. "Идеализированный "Ермак", лирическое произведение пылкого юношеского вдохновения", - писал Пушкин. Задумав с кружком любомудров издавать журнал "Московский вестник", Пушкин называет Хомякова в числе ближайших сотрудников. Впоследствии Пушкин неоднократно высказывался о Хомякове, высоко оценивая его творчество: его стихи он называл "прекрасными", говорил, что "истинный талант" Хомякова "неоспорим". В 1828-1829 годах Хомяков участвует в русско-турецкой войне, по возвращении выходит в отставку и с того времени целиком отдается общественно-литературной деятельности. В конце 1830-х - начале 1840-х гг. в общественной жизни России оформляются два лагеря - западники и славянофилы. Их расхождение заключалось в том, что западники считали необходимым условием прогрессивного развития России - следовать по пути западного буржуазного общества; славянофилы считали, что Россия должна развиваться собственным, национальным путем, на основе национальных общественных форм. А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский принадлежали к западническому кружку, А. С. Хомяков, С. П. Шевырев, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков выступали как славянофилы. А. И. Герцен писал впоследствии о времени ожесточенной полемики западников и славянофилов: "Да, мы были противниками их, но очень странными. У нас была одна любовь, но не одинакая. У них и у нас запало с ранних лет одно сильное безотчетное физиологическое, страстное чувство, которое они принимали за воспоминание, а мы за пророчество, - чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу, к русскому быту, к русскому складу ума. И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно". Поэт горячо любил Россию, но его любовь не была слепой; он ясно видел все мерзости русской жизни, порожденные ее политическим строем. В стихотворении "России", написанном в 1854 году, Хомяков с великой болью говорит: А на тебя, увы! как много Однако поэт верил в то, что народ сможет преодолеть всю "черную неправду", в которую ввергли страну правители, будущее России Хомяков изображал символически в виде мчащегося через волны корабля с поднятым флагом, на котором виден Стихотворение Хомякова "России" было запрещено цензурой. А. С. Хомяков умер в 1860 году, в самый разгар подготовки отмены крепостного права, в одном из самых последних своих стихотворений он писал о грядущем: Быть громам и быть ударам! На смерть А. С. Хомякова А. И. Герцен откликнулся некрологом, который был напечатан в "Колоколе". "Еще один из замечательнейших деятелей в мире русской мысли и русского сознания кончил свою жизнь...- писал Герцен. - Не во всем согласные с ним, мы высоко ценили и огромные дарования А. С. Хомякова, и благородную жизнь его, проведенную вдали от всего официального, служебного, и его влияние на московское общество. Ему было только 55 лет... скоро изнашивает наш север лучших людей своих!" "Здравствуй, племя младое...": Антология поэзии пушкинской поры: Кн. III . Сост., вступ. статья. о поэтах и примеч. Вл. Муравьева М., "Советская Россия", 1988 | |
Просмотров: 1073 | |
Всего комментариев: 0 | |