| 
  Том 5 
  | 
 
  Стр. 
  | 
 
 
 | 
  ЗАПИСКИ О ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ. Часть первая 
  | 
   | 
 
 
 | Предисловие А. Ф. Гильфердинга | 
 
  V 
  | 
 
 
 | Пространство земли. - Медленность развития географических сведений и причины ее | 
 
  1 
  | 
 
 
 | География и История. - Разные методы Географии | 
 
  4 
  | 
 
 
 | Стройность вещественных условий на земном шаре, независимость человека | 
 
  5 
  | 
 
 
 | География, разсматриваемая со внесением стихии человеческой; ее сложность и три главных начала | 
 
  7 
  | 
 
 
 | Важность в Географии деления по племенам. - Общий обзор племен человеческих | 
 
  8 
  | 
 
 
 | Деление по государствам | 
 
  16 
  | 
 
 
 | Деление по вероисповеданиям | 
 
  17 
  | 
 
 
 | Главные виды вероисповеданий | 
 
  18 
  | 
 
 
 | История, ее методы, как науки.- Связь в ней прошедшего с настоящим и необходимость поверки первого последним | 
 
  20 
  | 
 
 
 | С каких пор начинается История у разных племен. - Источники исторических сведений.- Степень их древности.- Страны ими обнимаемые | 
 
  24 
  | 
 
 
 | Истинный предмет исторической науки и ее истинное значение | 
 
  28 
  | 
 
 
 | Новые источники, которые открываются Истории, отделенной от летописию - Условия необходымые для того, чтобы пользоваться ими. - Важность поэтического инстинкта и общего понимания для историка | 
 
  30 
  | 
 
 
 | Историческая верность многих древних преданий и сказок, подтверждаемая новейшими открытиями науки. - Примеры: предания о Сарматах и Азах Скандинавских | 
 
  37 
  | 
 
 
 | Предразсудки ученых историков | 
 
  42 
  | 
 
 
 | Система автохтонства народов, ее ложность | 
 
  44 
  | 
 
 
 | В большей части земель наслоение племен. - Признаком его отношение сословий.- Примеры | 
 
  46 
  | 
 
 
 | Верность народной памяти. - Примеры | 
 
  47 
  | 
 
 
 | Важность понимания общественного духа для истории. - Логические формулы недостаточны для понимания жизни | 
 
  49 
  | 
 
 
 | Односторонность Германии в исторической науке | 
 
  51 
  | 
 
 
 | Непонимание Германскою наукою всего, касающагося до Славянского мера. - Разбор некоторых вопросов о Славянских древностях | 
 
  52 
  | 
 
 
 | В древности, как и в нынешнее время, мы почти не встречаем народов одностихийных. - Примеры | 
 
  61 
  | 
 
 
 | В древности составные стихии племен менее сложны, оттого жизнь ее проще; проявления ее одностороннее, но энергичнее и громаднее. - Примеры | 
 
  67 
  | 
 
 
 | Древность олицетворяет племя как единицу органическую в имени одного человека; разбор басни об Иракле и др. | 
 
  71 
  | 
 
 
 | Смешение племенных стихий происходит органически и рождает явления, имеющие самобытный характре. - Примеры | 
 
  73 
  | 
 
 
 | Преобладание личности и прихотливой фантазии у народов древних. - Примеры | 
 
  76 
  | 
 
 
 | Произвол преобладает в действиях народов древних. - Он имеет свои законы, но законы эти для нас большею частию тайна | 
 
  82 
  | 
 
 
 | Мифические представление древних народов дают ключ к объяснению причин их выселения. - Примеры | 
 
  84 
  | 
 
 
 | Ход сухопутных переселений древним племен. - Первая эпоха: мирное разселение | 
 
  88 
  | 
 
 
 | Вторая эпоха: насильственные переселения. - Влияние таких переселений на древние Славянские племена | 
 
  90 
  | 
 
 
 | Племена звероловов и пастухов склонны к миграциям; земледельцы нелегко меняют места жительства. - Примеры: Кельты, Германцы и Славяне | 
 
  94 
  | 
 
 
 | Применение открываемых в Европе законов переселения народов к Китаю и Индии | 
 
  98 
  | 
 
 
 | Характер переселения в степных пространствах | 
 
  101 
  | 
 
 
 | Третья эпоха в жизни древних племен: эпоха внутреннего брожения | 
 
  104 
  | 
 
 
 | Факты забываются, но страсти и инстинкты прошедшего упорно хранятся народами | 
 
  105 
  | 
 
 
 | Народы-завоеватели упорно хранят в своем характере гордость и исключительность; народы земледельческие чужды аристократического духа и восприимчивы к чужому, оттого способны к перерождению. - Пример Славян | 
 
  106 
  | 
 
 
 | Воздействие завоеванных племен на завоевателей. - Примеры | 
 
  110 
  | 
 
 
 | Стремление к свободе побуждает завоеванных перерождаться в народность завоевателей. | 
 
  112 
  | 
 
 
 | Условия перерождения народов | 
 
  - 
  | 
 
 
 | Народы земледельческие, имеющие крепкое, логическое устройство государственное, поглощают своих завователей, особенно когда стихии их разнородные. - Примеры | 
 
  118 
  | 
 
 
 | Совокупность действия составных стихий народа, взаимные их уступки и совоплощения. - Франция | 
 
  119 
  | 
 
 
 | Народы живут, находясь под влиянием разных начал поочередно. - Примеры | 
 
  125 
  | 
 
 
 | Значение нравственных законов в судьбе народов. - Плоды господства и рабства | 
 
  128 
  | 
 
 
 | Значение веры в истории народов | 
 
  131 
  | 
 
 
 | Степень ясности представления о первых людях есть мерило древности отдельной жизни народа. - Системы и предубеждения искажают оценку древнейших форм веры | 
 
  131 
  | 
 
 
 | Древность поклонения светилам небесным; оно не господствовало у всех народов. - При каких условиях являлось звездопоклонство | 
 
  134 
  | 
 
 
 | Оно не есть первоначальная религия человечества | 
 
  135 
  | 
 
 
 | Поклонение отдельным планетам и звездам предшествовало поклонение созвездиям | 
 
  136 
  | 
 
 
 | Звездопоклонству предшествовало поклонение солнцу; но оно тоже не есть первоначальная религия человечества. - Незначительность древнего солнцепоклонства | 
 
  137 
  | 
 
 
 | Две эпохи в солнцепоклонстве. - Изобретение зодиакальных знаков; восточные народы заимствовали их у западных | 
 
  140 
  | 
 
 
 | Солнцепоклонство и изобретение зодиакальных знаков не могли принадлежать Египту. - Их родина Халдея. - Связь солнцепоклонства с именем Ваала | 
 
  143 
  | 
 
 
 | Вероисповедания должны быть изучаемы в связи с целым умственным строем народов. - Памятники истории религий. - Значение характера памятников зодчества. - Древнейшие принадлежат Эфиопии; их хронологическое отношение к памятникам Египта и южной Индии | 
 
  148 
  | 
 
 
 | Письменные источники истории религий. - Религия может быть понята только взглядом на всю жизнь народа и его историческое развитие | 
 
  152 
  | 
 
 
 | Древнейшие памятники Персии, Израиля и Индии представляют соместное существование в народе двух религий, высшей и низшей. - В древнейшую эпоху истории Азиатских народов мы находим у них высокое и чистое понятие о божетсве | 
 
  154 
  | 
 
 
 | Вторая эпоха в истории религий: огрубление первоначальных чистых начал; господство вещественности. - Греция | 
 
  156 
  | 
 
 
 | Все известные нам религии древности распределяются на три разряда; единобожие, многобожие и всебожие. - Второстепенное значение дуализма | 
 
  158 
  | 
 
 
 | При самом начале Истории мы уже встречаем религии смешенные | 
 
  160 
  | 
 
 
 | Отсутствие верного понимания в показаниях древних о религиях чужих народов. - Живой художественный смысл и здравый разум могут дать нам понятие о характере древних религий, не оставивших письменных источников | 
 
  162 
  | 
 
 
 | Основные законы при изучении древних религий: 1) их синкретизм; поводы к нему | 
 
  168 
  | 
 
 
 | 2) в синкретизме мифологическом коренные божества удерживают первое место. - Примеры | 
 
  170 
  | 
 
 
 | 3) характер божества отражает в себе характер племени и сохраняется при переходе к другому племени. - Примеры | 
 
  174 
  | 
 
 
 | Иногда божество при переходе в другому племени меняет свой характер вследствие обстоятельств, сопровождающих этот переход | 
 
  187 
  | 
 
 
 | Борьба религий отражается на характере божеств и понятиях о них | 
 
  190 
  | 
 
 
 | Борьба противоположных религий рождает односторонность и фанатизм, кровожадность и страстность. - Борьба и слияние северной духовной религии Иранской с южною, стихийною религиею Кушитскою. Результаты этой борьбы и слияние в Индии, в юго-западной Азии. | 
 
  199 
  | 
 
 
 | Борьба противоположных религий доводит их до крайних логических выводов, до которых человек иниче боялся бы дойти | 
 
  207 
  | 
 
 
 | Где нет насильственной борьбы, жажда истины называет противодействие односторонности религиозной. - Оттого две религии, противоположные друг другу, но вышедшие из одного общего начала, могут существовать совместно в стране. - Разбор отношений Будаизма к Шиваизму | 
 
  209 
  | 
 
 
 | Одностороннее развитие отвлеченности в религии сопровождается в низших слоях народа грубым Фетишизмом | 
 
  214 
  | 
 
 
 | Основное деление древних религий истекает из начал свободы и необходимости. - Свобода выражается идеею творчества, необходимость - идеею рождения. Религии Иранская, Кушитская и мешанная | 
 
  217 
  | 
 
 
 | Начало свободы есть существенное свойство религий Иранских; начало необходимости - религий Кушитских. - Первое - корень единобожия, второе - корень всебожия; переход к многобожию - Эллинская религия | 
 
  235 
  | 
 
 
 | Религия свободы и необходимости переходить в систему эманаций. - Одна религия Еврейская остается чуждою системы эманаций. - Смысл Еврейского предания о падении человека. Сказание о Хаме | 
 
  252 
  | 
 
 
 | Религиозное развитие древнего человечества состредоточено в юго-западной Азии и северо-восточной Африке. - Скудность духовной жизни у других народов. - В народах крайнего Севера заметно коренное начало единобожия. - Племя Полинезийское представляет влияние Африки. - Характеристика древних Американских государств и народов | 
 
  267 
  | 
 
 
 | Удаляясь от своих центров, религиозные начала Иранское и Кушитское слабеют. - Примеры. - Средяя полоса народов между Ираном и племенами крайнего Севера развивает антропоморфизм. - Сущность его. - Значение в Индии Вишну. - Древние Венды в Азии и Европе; антропоморфический характер их религий; их влияние на древний мир | 
 
  289 
  | 
 
 
 | Начало вещественной необходимости постепенно вытесняет начало духовной свободы | 
 
  321 
  | 
 
 
 | Духовное начало возстановляетс реформаторами, Шакиамуни, Зороастром и др. - Но реформатор не может возстановить первобытную веру в ее полноте и жизни | 
 
  327 
  | 
 
 
 | Скудность слова религиозного у древних народов Европы. - Релии Кушитские не знают молитвы - заклинание. - Религиозное слово у народов Иранских. - Веды, Зенд-Авеста | 
 
  330 
  | 
 
 
 | Книги Израиля. Израиль - представитель первобытного религиозного предания Иранского. - Возобновление Иранского начала в мировую эпоху Римского владычества | 
 
  341 
  | 
 
 
 | Важность религиозных преданий и мифов. - Их сходство у разных народов не могло быть случайным совпадением | 
 
  345 
  | 
 
 
 | Правила критики относительно разбора мифов в смысле исторических указаний. - Их изменчивость. - Влияние поэтической фантазии. - Примеры | 
 
  346 
  | 
 
 
 | В каких случаях сходство символов, имен и таинственых чисел указывает на историческое сродство религий | 
 
  351 
  | 
 
 
 | История застает религии уже смешанными и искаженными | 
 
  354 
  | 
 
 
 | Распространение религий не соответсвует племенам, но характер племен имеет влияние на развитие религий. - Характеристика племен и влияние племенного характера на развитие Христианства | 
 
  358 
  | 
 
 
 | Общий вывод из предыдущего изложения: три главных первоначальных племени; два начала верования - в первобытную необходимость и творческую свободу. Началам верования соответствует общий характер просвещения | 
 
  363 
  | 
 
 
 | Главное письмо принадлежит Иранскому просвещению, образное Кушитскому | 
 
  365 
  | 
 
 
 | Первоначальная гласовая азбука выражала гласные, так же как и согласные. - Отсутствие гласных в азбуках Семтических объясняется свойством языка | 
 
  365 
  | 
 
 
 | Время и место происхождения разных письменных систем | 
 
  366 
  | 
 
 
 | Сравнительная новость слоговой азбуки Средне-азийской и письмен Сиро-арамейских (без гласных) | 
 
  369 
  | 
 
 
 | Родина гласных письмен - Иран; клинообразное письмо; развитие первоначальной азбуки Иранской. - Древность грамотности у Германцев и Славян. - Разбор некоторых слов, относящихся к грамоте | 
 
  369 
  | 
 
 
 | Постепенное изменение в азбуках | 
 
  377 
  | 
 
 
 | Язык. - Его связь с жизнью народов. - Педантический взгляд Немецких философов. - Глагол и существительное - ровесники в языке | 
 
  378 
  | 
 
 
 | Все языки хранят остатки первобытной старины. - Могут ли все корни считаться односложными? - Имя и глагол. - Семья Иранская до ее разселения. - Связь ее ветвей | 
 
  381 
  | 
 
 
 | Необходимость чувства человеческой правды для изучения языка и Истории. - Цель сравнительной филологии. - Славянский язык относительно Санскрита | 
 
  394 
  | 
 
 
 | Причины, влияющие на искажение слов и изменение их значения | 
 
  454 
  | 
 
 
 | Синонимы и метафоры в первобытных языках | 
 
  461 
  | 
 
 
 | Должно различать простое сродство корней и совпадение полных развитых форм. - Место языка Славянского в семье Индо-европейской | 
 
  466 
  | 
 
 
 | Грамматическая организация языка; ее развитие и причины ее оскудения | 
 
  510 
  | 
 
 
 |   | 
 
    
  | 
 
 
 | 
  Приложение 
  | 
 
    
  | 
 
 
 | Сравнение Русских слов с Санскритскими | 
 
  535 
  |