|
Том 5
|
Стр.
|
|
ЗАПИСКИ О ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ. Часть первая
|
|
| Предисловие А. Ф. Гильфердинга |
V
|
| Пространство земли. - Медленность развития географических сведений и причины ее |
1
|
| География и История. - Разные методы Географии |
4
|
| Стройность вещественных условий на земном шаре, независимость человека |
5
|
| География, разсматриваемая со внесением стихии человеческой; ее сложность и три главных начала |
7
|
| Важность в Географии деления по племенам. - Общий обзор племен человеческих |
8
|
| Деление по государствам |
16
|
| Деление по вероисповеданиям |
17
|
| Главные виды вероисповеданий |
18
|
| История, ее методы, как науки.- Связь в ней прошедшего с настоящим и необходимость поверки первого последним |
20
|
| С каких пор начинается История у разных племен. - Источники исторических сведений.- Степень их древности.- Страны ими обнимаемые |
24
|
| Истинный предмет исторической науки и ее истинное значение |
28
|
| Новые источники, которые открываются Истории, отделенной от летописию - Условия необходымые для того, чтобы пользоваться ими. - Важность поэтического инстинкта и общего понимания для историка |
30
|
| Историческая верность многих древних преданий и сказок, подтверждаемая новейшими открытиями науки. - Примеры: предания о Сарматах и Азах Скандинавских |
37
|
| Предразсудки ученых историков |
42
|
| Система автохтонства народов, ее ложность |
44
|
| В большей части земель наслоение племен. - Признаком его отношение сословий.- Примеры |
46
|
| Верность народной памяти. - Примеры |
47
|
| Важность понимания общественного духа для истории. - Логические формулы недостаточны для понимания жизни |
49
|
| Односторонность Германии в исторической науке |
51
|
| Непонимание Германскою наукою всего, касающагося до Славянского мера. - Разбор некоторых вопросов о Славянских древностях |
52
|
| В древности, как и в нынешнее время, мы почти не встречаем народов одностихийных. - Примеры |
61
|
| В древности составные стихии племен менее сложны, оттого жизнь ее проще; проявления ее одностороннее, но энергичнее и громаднее. - Примеры |
67
|
| Древность олицетворяет племя как единицу органическую в имени одного человека; разбор басни об Иракле и др. |
71
|
| Смешение племенных стихий происходит органически и рождает явления, имеющие самобытный характре. - Примеры |
73
|
| Преобладание личности и прихотливой фантазии у народов древних. - Примеры |
76
|
| Произвол преобладает в действиях народов древних. - Он имеет свои законы, но законы эти для нас большею частию тайна |
82
|
| Мифические представление древних народов дают ключ к объяснению причин их выселения. - Примеры |
84
|
| Ход сухопутных переселений древним племен. - Первая эпоха: мирное разселение |
88
|
| Вторая эпоха: насильственные переселения. - Влияние таких переселений на древние Славянские племена |
90
|
| Племена звероловов и пастухов склонны к миграциям; земледельцы нелегко меняют места жительства. - Примеры: Кельты, Германцы и Славяне |
94
|
| Применение открываемых в Европе законов переселения народов к Китаю и Индии |
98
|
| Характер переселения в степных пространствах |
101
|
| Третья эпоха в жизни древних племен: эпоха внутреннего брожения |
104
|
| Факты забываются, но страсти и инстинкты прошедшего упорно хранятся народами |
105
|
| Народы-завоеватели упорно хранят в своем характере гордость и исключительность; народы земледельческие чужды аристократического духа и восприимчивы к чужому, оттого способны к перерождению. - Пример Славян |
106
|
| Воздействие завоеванных племен на завоевателей. - Примеры |
110
|
| Стремление к свободе побуждает завоеванных перерождаться в народность завоевателей. |
112
|
| Условия перерождения народов |
-
|
| Народы земледельческие, имеющие крепкое, логическое устройство государственное, поглощают своих завователей, особенно когда стихии их разнородные. - Примеры |
118
|
| Совокупность действия составных стихий народа, взаимные их уступки и совоплощения. - Франция |
119
|
| Народы живут, находясь под влиянием разных начал поочередно. - Примеры |
125
|
| Значение нравственных законов в судьбе народов. - Плоды господства и рабства |
128
|
| Значение веры в истории народов |
131
|
| Степень ясности представления о первых людях есть мерило древности отдельной жизни народа. - Системы и предубеждения искажают оценку древнейших форм веры |
131
|
| Древность поклонения светилам небесным; оно не господствовало у всех народов. - При каких условиях являлось звездопоклонство |
134
|
| Оно не есть первоначальная религия человечества |
135
|
| Поклонение отдельным планетам и звездам предшествовало поклонение созвездиям |
136
|
| Звездопоклонству предшествовало поклонение солнцу; но оно тоже не есть первоначальная религия человечества. - Незначительность древнего солнцепоклонства |
137
|
| Две эпохи в солнцепоклонстве. - Изобретение зодиакальных знаков; восточные народы заимствовали их у западных |
140
|
| Солнцепоклонство и изобретение зодиакальных знаков не могли принадлежать Египту. - Их родина Халдея. - Связь солнцепоклонства с именем Ваала |
143
|
| Вероисповедания должны быть изучаемы в связи с целым умственным строем народов. - Памятники истории религий. - Значение характера памятников зодчества. - Древнейшие принадлежат Эфиопии; их хронологическое отношение к памятникам Египта и южной Индии |
148
|
| Письменные источники истории религий. - Религия может быть понята только взглядом на всю жизнь народа и его историческое развитие |
152
|
| Древнейшие памятники Персии, Израиля и Индии представляют соместное существование в народе двух религий, высшей и низшей. - В древнейшую эпоху истории Азиатских народов мы находим у них высокое и чистое понятие о божетсве |
154
|
| Вторая эпоха в истории религий: огрубление первоначальных чистых начал; господство вещественности. - Греция |
156
|
| Все известные нам религии древности распределяются на три разряда; единобожие, многобожие и всебожие. - Второстепенное значение дуализма |
158
|
| При самом начале Истории мы уже встречаем религии смешенные |
160
|
| Отсутствие верного понимания в показаниях древних о религиях чужих народов. - Живой художественный смысл и здравый разум могут дать нам понятие о характере древних религий, не оставивших письменных источников |
162
|
| Основные законы при изучении древних религий: 1) их синкретизм; поводы к нему |
168
|
| 2) в синкретизме мифологическом коренные божества удерживают первое место. - Примеры |
170
|
| 3) характер божества отражает в себе характер племени и сохраняется при переходе к другому племени. - Примеры |
174
|
| Иногда божество при переходе в другому племени меняет свой характер вследствие обстоятельств, сопровождающих этот переход |
187
|
| Борьба религий отражается на характере божеств и понятиях о них |
190
|
| Борьба противоположных религий рождает односторонность и фанатизм, кровожадность и страстность. - Борьба и слияние северной духовной религии Иранской с южною, стихийною религиею Кушитскою. Результаты этой борьбы и слияние в Индии, в юго-западной Азии. |
199
|
| Борьба противоположных религий доводит их до крайних логических выводов, до которых человек иниче боялся бы дойти |
207
|
| Где нет насильственной борьбы, жажда истины называет противодействие односторонности религиозной. - Оттого две религии, противоположные друг другу, но вышедшие из одного общего начала, могут существовать совместно в стране. - Разбор отношений Будаизма к Шиваизму |
209
|
| Одностороннее развитие отвлеченности в религии сопровождается в низших слоях народа грубым Фетишизмом |
214
|
| Основное деление древних религий истекает из начал свободы и необходимости. - Свобода выражается идеею творчества, необходимость - идеею рождения. Религии Иранская, Кушитская и мешанная |
217
|
| Начало свободы есть существенное свойство религий Иранских; начало необходимости - религий Кушитских. - Первое - корень единобожия, второе - корень всебожия; переход к многобожию - Эллинская религия |
235
|
| Религия свободы и необходимости переходить в систему эманаций. - Одна религия Еврейская остается чуждою системы эманаций. - Смысл Еврейского предания о падении человека. Сказание о Хаме |
252
|
| Религиозное развитие древнего человечества состредоточено в юго-западной Азии и северо-восточной Африке. - Скудность духовной жизни у других народов. - В народах крайнего Севера заметно коренное начало единобожия. - Племя Полинезийское представляет влияние Африки. - Характеристика древних Американских государств и народов |
267
|
| Удаляясь от своих центров, религиозные начала Иранское и Кушитское слабеют. - Примеры. - Средяя полоса народов между Ираном и племенами крайнего Севера развивает антропоморфизм. - Сущность его. - Значение в Индии Вишну. - Древние Венды в Азии и Европе; антропоморфический характер их религий; их влияние на древний мир |
289
|
| Начало вещественной необходимости постепенно вытесняет начало духовной свободы |
321
|
| Духовное начало возстановляетс реформаторами, Шакиамуни, Зороастром и др. - Но реформатор не может возстановить первобытную веру в ее полноте и жизни |
327
|
| Скудность слова религиозного у древних народов Европы. - Релии Кушитские не знают молитвы - заклинание. - Религиозное слово у народов Иранских. - Веды, Зенд-Авеста |
330
|
| Книги Израиля. Израиль - представитель первобытного религиозного предания Иранского. - Возобновление Иранского начала в мировую эпоху Римского владычества |
341
|
| Важность религиозных преданий и мифов. - Их сходство у разных народов не могло быть случайным совпадением |
345
|
| Правила критики относительно разбора мифов в смысле исторических указаний. - Их изменчивость. - Влияние поэтической фантазии. - Примеры |
346
|
| В каких случаях сходство символов, имен и таинственых чисел указывает на историческое сродство религий |
351
|
| История застает религии уже смешанными и искаженными |
354
|
| Распространение религий не соответсвует племенам, но характер племен имеет влияние на развитие религий. - Характеристика племен и влияние племенного характера на развитие Христианства |
358
|
| Общий вывод из предыдущего изложения: три главных первоначальных племени; два начала верования - в первобытную необходимость и творческую свободу. Началам верования соответствует общий характер просвещения |
363
|
| Главное письмо принадлежит Иранскому просвещению, образное Кушитскому |
365
|
| Первоначальная гласовая азбука выражала гласные, так же как и согласные. - Отсутствие гласных в азбуках Семтических объясняется свойством языка |
365
|
| Время и место происхождения разных письменных систем |
366
|
| Сравнительная новость слоговой азбуки Средне-азийской и письмен Сиро-арамейских (без гласных) |
369
|
| Родина гласных письмен - Иран; клинообразное письмо; развитие первоначальной азбуки Иранской. - Древность грамотности у Германцев и Славян. - Разбор некоторых слов, относящихся к грамоте |
369
|
| Постепенное изменение в азбуках |
377
|
| Язык. - Его связь с жизнью народов. - Педантический взгляд Немецких философов. - Глагол и существительное - ровесники в языке |
378
|
| Все языки хранят остатки первобытной старины. - Могут ли все корни считаться односложными? - Имя и глагол. - Семья Иранская до ее разселения. - Связь ее ветвей |
381
|
| Необходимость чувства человеческой правды для изучения языка и Истории. - Цель сравнительной филологии. - Славянский язык относительно Санскрита |
394
|
| Причины, влияющие на искажение слов и изменение их значения |
454
|
| Синонимы и метафоры в первобытных языках |
461
|
| Должно различать простое сродство корней и совпадение полных развитых форм. - Место языка Славянского в семье Индо-европейской |
466
|
| Грамматическая организация языка; ее развитие и причины ее оскудения |
510
|
| |
|
|
Приложение
|
|
| Сравнение Русских слов с Санскритскими |
535
|